Так как мы имеем дело с компрессорным оборудованием, то нужно отметить, что на компрессорах устанавливаются как двухфазные электродвигатели, так и трехфазные. При этом двухфазные электродвигатели устанавливаются чаще всего на поршневые компрессоры с небольшой производительностью. Эти компрессоры используются в бытовых целях (дома, на даче или в гараже). На более мощные промышленные воздушные поршневые компрессоры устанавливаются уже трехфазные электродвигатели. Если же рассматривать винтовые воздушные компрессоры, то на них устанавливаются только трехфазные электродвигатели.
Рассмотрим основные элементы любого электродвигателя. Основу двигателей составляют неподвижный статор и ротор, вращающейся вокруг своей оси внутри статора. В то время как статор позволяет получить вращающееся магнитное поле, ротор переводит энергию этого поля в движение механического типа. При этом скорость магнитного поля обычно на 2-4% выше скорости вращающегося ротора, в противном случае сила тока равнялась бы нулю. Посчитать значение синхронной скорости мы можем по формуле:
При рассмотрении коэффициента полезного действия нужно сказать, что этот коэффициент снижается за счет потерь на трении, намагничивании, потерь на активное сопротивление и др. А посчитать коэффициент полезного действия можно формуле выше:
Немного нужно сказать и про класс изоляции электродвигателей. Существуют различные классы изоляции (обозначаются буквами на двигателе), означают критический предел температуры изоляции в используемой зоне. Если же превысить данный предел на 5-10 градусов, то срок службы изоляции двигателя уменьшается в два раза.
Не маловажным показателем является и класс защиты электродвигателя. Классы защиты электродвигателя обычно обозначаются двумя буквами и двумя цифрами. Первая цифра означает степень защиты от воздействия твёрдых предметов, а вторая показывает степень защищенности электродвигателя от воды.
Как уже было сказано ранее, трехфазные электродвигатели можно подключать "звездой" и "треугольником". При этом фазные обмотки в двигателе будут именоваться буквами W, U, V. Если же мы будем подключать электродвигатель по схеме "звезда", то концы обмоток будут соединены между собой и будет получена "нулевая точка".
При подключении электродвигателя по схеме "треугольник" нам необходимо будет начало обмоток соединять с концами других обмоток. При таком соединении схема будет напоминать треугольник (отсюда и название). В таком случае на обмотки двигателя будет подаваться линейное напряжение.
Еще одним важным параметром электродвигателя является его крутящий момент. При этом крутящий момент будет определяющим фактором выражающим эффективность двигателя. И, разумеется, у любого электродвигателя существует свой предельный крутящий момент. И если нагрузка на электродвигатель будет превышать этот предельный крутящий момент, то ротор двигателя не сможет вращаться.